Игра для детей на ПДД

Ниже методические рекомендации к самостоятельному проведению игры.

Цель игры: Получение новых знаний. Однако, внеся небольшие изменения в условия проведения игры, её можно будет использовать и на контроль имеющихся знаний по Правилам Дорожного Движения. В ходе описания игры я буду указывать два варианта проведения игры.

Игровая механика: настольная игра с разлинованным полем и заданиями на клетках поля. Действия игроков – поиск ответа на поставленные вопросы: либо поиск в различных источниках, либо групповое обсуждение и выбор ответа – зависит от целей проведения.

Схема поля игры

Какой-либо особый сюжет игре не требуется. Необходима вводная, например: «Каждый день мы отправляемся на улицы города. Чтобы чувствовать себя уверенно и безопасно, нам нужны некоторые данные. В ходе игры, выясним, какими же знания надо владеть для безопасной жизни в городе».
Дизайн игры – игровое поле 5 на 5, то есть  25 игровых клеток, из которых  первая – Старт, последняя – Финиш.

Дополнительно потребуются картинки с дорожными событиями, которые могут, как помогать участникам игры продвигаться вперёд, так и тормозить, например фотографии: Дорожных работ, Светофор с зелёным сигналом, Пробка, Свободный перекрёсток, Авария, Пустая трасса и тому подобное. Карточки с этими изображениями кладутся на поле игры в произвольном порядке, от них стрелочки идут либо вверх, либо вниз, то есть они либо возвращают игроков по полю игры к старту, либо продвигают к финишу. Подобных карточек возможно использовать 4-6 штук.

Ещё потребуются карточки с надписью «Это интересно», необходимо 4-6 таких карточки. На одной стороне карточки надпись и, возможно, картинка, соответствующая информации. А на обратной – текст с интересной информацией, с каким-то малоизвестным фактом, например: когда появились правила дорожного движения, когда появился первый автобус, почему движение правостороннее и тому подобное.

Таким образом, если 4 карточки с дорожными событиями и 4 «Это интересно», то получается непосредственно 15 игровых клеток. Для этих клеток надо подобрать вопросы соответствующие возрасту учащийся т программе по предмету.

Все карточки раскладываются на игровом поле.

Важное замечание. Уже на этом этапе становится понятно, что игру можно будет многократно использовать, меняя карточки с вопросами, карточки с дорожными событиями и карточки «Это интересно».

Ещё необходимы фишки для движения по игровому полю. Чтобы больше усилить погружение в игру я бы использовала игрушечные машинки (макеты машинок), с учётом размеров поля, чтобы машинка целиком помещалась на клетке поля. Если в качестве поля использовать лист ватмана, то размер клеток получается такой, что игрушечные машинки вполне можно использовать.

И последнее, что необходимо для игры – 6-гранный кубик.

Проведение игры: дети объединяются в команды по 3-4 человека (зависит от размера класса). Работа в ходе игры идёт в командах. Кидать кубик, передвигать машинку может каждый участник команды по очереди. Он же отвечает на вопрос из карточки, после обсуждения в группе.

После того, как зачитывается вопрос из карточки, все команды ищут ответ на вопрос. Нужно это для того, чтобы если команда, которая должна ответить не справилась – могли ответить другие команды. Также другие команды могут дополнить ответ играющей команды.

Думаю, самое время ввести правила игры.

  1. Очередность хода определяется броском кубика, команда, которая выбросит наибольшее число, ходит первой. Затем ход переходит по часовой стрелке.
  2. Все команды начинают с клетки «Старт».
  3. Заканчивается игра, когда все команды ответят на одинаковое количество вопросов. В ходе игры стоит следить за тем, чтобы команды были в равных условиях, то есть, чтобы в процессе игры каждая команда попала на одинаковое количество клеток «Вопрос». То есть, чтобы у каждой команды были равные шансы дать правильный ответ и заработать нужное количество очков.
  4. Побеждает та команда, которая набрала наибольшее количество очков. За каждый правильный ответ – 3 балла.

Если команда дополнила ответ другой команды – дополнительно зачитывается 1 балл.

Если команда нашла ошибку и дала правильный ответ, то давшая ответ получает 3 балла, а давшая неправильный ответ – 0.

Таким образом, команды могут заработать очки, ответив правильно, и дополнив ответ другой команды.

  1. После броска кубика и передвижения фишки – машинки, команда попадает на какую-то клетку поля.

Если это «Вопрос», то необходимо зачитать вопрос всем командам. Карточка с вопросом отдаётся ведущему (учителю). То есть дальше эта клетка будет пустой.

Далее команды получают время на поиск ответа. В случае контроля знаний – на групповое обсуждение. Время в первом и во втором случае должно быть разным.

Если команда попала на клетку «Это интересно», то зачитывается интересная информация, и команда переходи на следующую за клеткой «Это интересно» и отвечает на вопрос.

Если команда попадает на клетку с дорожным событием, то надо пройти по стрелке и ответить на вопрос с новой клетки.

Если в процессе игры команда попадает на пустую клетку, то необходимо взять ближайшую карточку с вопросом, находящуюся в том же ряду или столбце.

  1. Если команда выкинула количество очков превышающее необходимое, чтобы дойти до клетки «Финиш», то они ставят свою машинку на клетку «Финиш» и ждут остальные команды. При этом они всё равно ищут ответы на вопросы других команд и могут ещё заработать дополнительные баллы.
  2. В ходе игры ведущий (учитель) ведёт рейтинг ответов. Желательно это делать на доске, чтобы игроки могли видеть свои успехи, могли влиять на достижение победы.

 

Примерное поле игры

Варианты проведения игры.

Для более взрослых детей можно увеличить поле, сделав его 6 на 6, то есть 36 рабочих клеток. Сделать больше клеток с дорожными событиями и клеток с карточками «Это интересно».  При этом все равно получится больше клеток с вопросами. Вопросы, разумеется, надо подбирать соответствующие программе и возрасту учащихся.

При проведении игры на получение новых знаний можно и нужно разрешить детям пользоваться различными подручными средствами. Для малышей подготовить нужные статьи, разрешить пользоваться различными гаджетами (если они справятся). Для более взрослых детей – можно предложить не отдельно подготовленные статьи, а брошюры, в которых надо найти необходимую информацию. И опять-таки разрешить пользоваться планшетом, смартфоном, компьютером. Времени на поиск информации нужно предоставить 5-10 минут. Я думаю, что точные временные рамки можно будет определить при проведении тестовой игры.

При проведении игры на контроль знаний, пользоваться какими либо средствами нельзя. Однако можно в группе обсуждать, вспоминать, приводить доказательства своей точки зрения. В этом случае время на обсуждение 3-5 минут. Опять-таки в ходе тестовой игры будет понятно, как можно и нужно ограничить временные рамки.

Можно использовать эту игру и для дошкольников. В этом случае можно ещё больше сократить поле. Я бы не стала делать поле на листе ватмана. Взяла бы конверты формата А4 и разложила их на полу. В качестве кубика использовала бы кубик – мягкую игрушку – есть такие большие кубики где-то 30Х30 см. Детки кидали бы кубик и переходили от конверта к конверту. Количество дорожных событий можно оставить таким же. Причём, когда ребёнок попадает на дорожное событие можно было бы обыграть и эту ситуацию: «Как ты думаешь, это хорошее дорожное событие или плохое? Оно поможет двигаться вперёд или тормозит?» Количество фактов «Это интересно» можно увеличить. Причём на конверты наклеить картинки соответствующие интересной информации, которая будет лежать в конверте. Зачитывает эту информацию, разумеется, ведущий игры.

Конечно же в дошкольном возрасте, трудно собирать информацию, искать её и читать, особенно если не умеешь. Поэтому имеет смысл подобрать видеоролики иллюстрирующие ситуацию, которая будет ответом на вопрос.

Подведение итогов игры

По окончании игры подсчитываются набранные очки. Можно попросить детей самих подсчитать набранные баллы. Выясняется, кто победитель. Наградить победителей. Поздравить.

Продумать заранее, что будет призом победителю: книжка, грамота, сертификат на отличное знание ПДД или ещё что-то.

Отметить также команды, занявшие второе и третье места, если команд 5 и более.

И, конечно же, обязательна рефлексия – анализ того, что происходило во время игры, насколько дети довольны своим участием в игре, чем они гордятся, что им особенно удалось, какие у них возникали трудности, какие выводы для себя они сделали на будущее и тому подобное.

 

Как видно из описания игры, хоть это и игровая технология – настольная игра, она содержит в себе ещё и метод проектов или проблемную технологию. То есть в современной системе обучения уже сложно придерживаться какого-то одного метода или технологии, скорее это будет микс из различных методов. Главное, чтобы детям было интересно учиться, чтобы они совершали действия, чтобы наряду и новыми знаниями они ещё и осваивали универсальные учебные действия.

.